Явления высшего порядка; скрытый период обучения; мгновенное прозрение.

jQuery Mobile Framework

на земле была бы невозможна, если бы живые существа не были вооружены раздражимостью, несколькими, хотя бы грубо приспособленными, тропизмами и способностью находить и выбирать пищу. Точно так же и продолжение жизни было бы невозможно, если бы не было системы, которая, как бы ни была она примитивна, все же способна воспринимать опыт и учитывать его в дальнейшем. Но, чтобы успокоить нахмурившихся механицистов, скажу, что сознание не представляется мне обязательной составной частью этого процесса.

Явления высшего порядка; скрытый период обучения; мгновенное прозрение. Одно очень интересное явление, тщательно изученное Толменом и его учениками, вызвало недавно ожесточенные споры в ученом мире.-Дело в том, что это явление может привести к чрезвычайно важным выводам. Речь идет о скрытом периоде обучения.

Если предоставить белую крысу в лабиринте самой себе, не подвергая ее никаким раздражениям, она как бы случайно, беспорядочно бродит по дорожке, по тупикам, а затем возвращается. А в это время контрольные крысы обучаются в совершенно таких же лабиринтах, после чего их ставят опять на дорожку, выдав им предварительно награду. Через некоторое время возьмем нашу праздношатающуюся крысу и заставим ее пройти обучение так же, как ее «контрольные» товарищи, в том же темпе и с теми же наградами. Мы будем с удивлением наблюдать, как быстро идет вниз кривая ее ошибок, как быстро она догоняет и перегоняет своих товарищей. Десять лет длится спор о скрытом периоде обучения, и теперь, когда реальность фактов окончательно установлена, становится неизбежным вывод, решающий по своему значению. В мозгу крысы, которая, казалось, разгуливала без всякой цели, запечатлевалась «карта познания»всего лабиринта («cognitive тар», по выражению Толмена). Почти невозможно обойтись без слова «познание», ибо речь идет о знании, полученном без какого-то ни было воздействия извне, без сколько-нибудь четкой связи между возбудителем (какой же здесь возбудитель?) и реакцией (какая же здесь реакция?). Сохраняя все пропорции, невозможно уклониться от аналогии с тем, что происходит с первобытным человеком, привыкшим регистрировать все топографические детали территории, через которую он проходит, даже если он

 

 

 

%pages%