Парусное судоходство.

jQuery Mobile Framework

к рулю, чтобы уменьшить силу давления, производимого яа них воздухом.

Итак, раз сила дана, можно увеличивать или уменьшать давление уменьшая или увеличивая поверхности, к которым приложена сила; если же дано давление, можно увеличить или уменьшить силу, увеличивая или уменьшая величину поверхностей, на которые производится давление.

Ш. Гилъом. „Начатки механики* 1, J908.

Парусное судоходство.

Действие ветра на паруса какого-нибудь судна представляет нам весьма поучительный и полезный пример разложения сил. Спомощью параллелограмма сил мы можем объяснить себе, каким образом судно способно двигаться на парусах даже против ветра. Сила есть то, что стремится произвести движение, а движение обнаруживается обыкновенно по направлению силы. Но при действии, производимом ветром на судно через посредство его парусов, мы получаем движение, проявляющееся необходимым образом по направлению ветра и способное даже до известной степени быть противоположным направлению ветра. Такой кажущийся парадокс требует некоторого пояснения.

Представим себе сначала, что ветер дует по направлению, указанному стрелками на левом чертеже, т.-е. перпендикулярно к напра-

Действие ветра на парусное судно: ветер толкает судно в направлении перпендикулярном к тому, в котором он дует.

Движение парусного судна „против ветра \

влению, по которому должно следовать судно. В каком направлении следует ставить парус? Ясно, что его нельзя поставить по линии АВ У потому что в таком случае ветер будет только гнать судно в сторону; точно также нельзя поставить парус ребром к ветру, т.-е. по линии OW, потому что тогда ветер будет только скользить по парусу, не производя никакого толкающего действия. Поставим поэтому парус в положение, среднее между двумя указанными выше, т.-е. по направлению

 

 

 

%pages%