Паровая машина Ньюкомена (старинное изображение).

jQuery Mobile Framework

Только в 1764 году в этом отношении сделан был громадный шаг вперед. Молодому и неизвестному тогда еще механику Джемсу Уатту* работавшему для физического кабинета при Глазговском университете, дана была для починки модель Ньюкоменовской паровой машины. Рассмотрев машину, Уатт придумал такое важное и в то же время столь простое усовершенствование, что совершенно непонятно, как в течение полустолетия идея эта не могла притти в голову строителям упомянутых паровых машин. Как я уже сказал, парообразование при Ньюкоменовской машине происходило не в самом цилиндре, а в отдельном паровом котле, откуда пар по особой трубе прородился уже в цилиндр; охлаждение же пара в цилиндре происходило через впрыскивание

холодной воды. Уатт нашел, что и охлаждение пара можно производить вне цилиндра, для чего стоит только последний привести на короткое время в сообщение при помощи трубки с холодным и безвоздушным пространством. Таким образом Уатт явился изобретателем холодильника. Итак, в машине, построенной Уаттом, не нужно было каждый раз охлаждать цилиндр для опускания поршня, а следовательно, и снова нагревать его, а это, понятно, влекло за собой громадную

экономию в топливе. Как ве-

лико было подобное сбережение угля, видно из следую­

Паровая машина Ньюкомена (старинное изображение).

щего-. Уатт вместе со своим компаньоном Болтоном взял патент ни свое усовершенствование, выговорив от владельцев, которые ставили у себя в рудниках машины, чтобы они платили ему только третью часть суммы, получаемой от сбережения расходов на топливо. При этом с одного только рудника, где были поставлены три насоса, он получил в год 48,000 марок. Кроме этого главного изменения, Уатт ввел в машину еще другие усовершенствования, вследствие чего паровые машины стали употребляться н.е только в рудниках, но и при других работах. В течение .следующих тридцати лет вновь изобретенные машины подвергались дальнейшему усовершенствованию, а в начале XIX столетия их применили и для пароходов. Спустя еще двадцать лет и после устройства машин высокого давления, явился, наконец, и первый локомотив. О том перевороте, который произошел вследствие этого в сношениях людей и во всем строе нашей жизни, вряд ли следует распространяться. По тому

 

 

 

%pages%