Точный прибор для измерения теплоты был впервые изобретен в 1650 г. голландцем Дреббелем в виде термометра с раствором медного купороса;

jQuery Mobile Framework

— 179

До половины XVIII века эти изобретения были немыслимы по той простой причине, что наука и техника стояли на слишком низкой ступени развития. Так, изобретение паровой машины было результатом приобретенных к этому времени научных сведений, и постепенное развитие ее происходило одновременно с развитием естественных наук. Сэвери и Ньюкомен при устройстве ими паровой машины основывались на великом открытии давления воздуха *), сделанном Торричелли в 1643 г., тогда как до него думали, что природа не терпит пустого пространства. При. чина несовершенства изобретенной ими паровой машины коренилась в отсутствии научных сведений о теплоте и ее свойствах. Точный прибор для измерения теплоты был впервые изобретен в 1650 г. голландцем Дреббелем в виде термометра с раствором медного купороса; лишь в 1714 г. Фаренгейт воспользовался ртутью для измерения температуры; за ним уже последовали термометры Реомюра в 1730 г. и Цельсия в 1741 г. Далее, в 1760 г. профессором университета ?в Глазго Блэком были сделаны важные открытия в области теории теплоты: он выяснил понятие скрытой теплоты и удельной теплоты. Одним из наиболее прилежных учеников Блэка был механик Уатт. Лриобрев новые, сведения из теории теплоты, Уатт приступил к усовершенствованию паровой машины и сделал свое великое изобретение.

Таким образом, на изобретение паровой машины наука имела огромное влияние, и без открытий, сделанных в области физики, это изобретение было бы немыслимо... Ясно, что изобретение машин обусловливалось не только нуждой в них, но и успехами в области естественных наук и техники, и при отсутствии последних появление машин во второй половине XVIII столетия было бы немыслимо даже при существовании самой сильной потребности в них: машины появились именно во второй половине XVIII века по той причине, что лишь к этому времени термофизика и механика достигли необходимого для сложных технических изобретений уровня развития.

Я. Кулишер. „Лекции по истории экономического быта", 1916.

Паровые машины. I.

Когда мы станем нагревать какой-либо закрытый котел с водой, то вода превращается в пар, и этот пар требует для себя гораздо больше пространства, чем вода, из которой он получился. Поэтому он давит на стенки котла, и если эти стенки недостаточно толсты, то котел может разорваться. Очевидно, пар можно доводить в котле до разной степени

*) Поршень в цилиндре этих машин двигался под давлением пара только вверх, опускался же он давлением атмосферы (отсюда и название машины Ньюкомена—.атмосферная" машина).— -Сост.-

 

 

 

%pages%