По названию можно было бы предположить, что такова действительно мощность лошади, — но оказывается, что средняя мощность лошади раза в два меньше этого.

jQuery Mobile Framework

По названию можно было бы предположить, что такова действительно мощность лошади, — но оказывается, что средняя мощность лошади раза в два меньше этого. Интересно происхождение такой повышенной оценки мощности лошади. Англичанин Уатт, который настолько усовершенствовал паровую машину, что его можно считать ее изобретателем, одну из первых своих машин построил для одного завода в Англии; при этом было предварительно условлено, что эта машина должна будет совершать в день такую же работу, какую в состоянии сделать сильная лошадь,—ибо раньше тот насос, для приведения которого в движение предназначалась паровая машина, работал с приводом в одну лошадь. Чтобы убедиться, удовлетворяет ли машина поставленным условиям, нужно было определить, какую работу может совершить лошадь в день. И вот, чтобы заполучить машину посильнее, заводчик заставил самую сильную свою лошадь,—а Англия славится своими рабочими лошадьми,—работать под ударами плетей без остановки в течение нескольких часов до полного изнеможения. При таких ненормальных условиях и получилась такая повышенная оценка мощности лошади. В виду этого происхождения „лошадиную силу" иногда называют „паровою лошадью".

Проф. Б. П. Вейнберг. „Общий курс физики", 1908.

II

Инженеру требуется установить- машину для подъема пассажиров на четвертый этаж дома. Какой двигатель должен он взять для этой цели?

Считая высоту этажа 5 метр., находим высоту подъема 20 мт. Вес человека, положим, 75 килогр., или 5 пуд. Если клетка подъемника такова» что вмещает 4 челов., то общая работа поднятия есть 4.75.20= 6000 кг.-м. Работа на поднятие самой клетки не тратится, так как последняя имеет противовес; но часть работы, — положим, 20 °/о,т.-е. 1200 кг.-м.,—тратится на преодоление вредных препятствий, главным образом, трения.

Таким образом, двигатель должен совершить 7200 кил.-м. для подъема. Время подъема должно быть невелико,—скажем 20 сек. Значит, за 1 сек. двигатель должен совершать 7200 ф 20=360 кг.-м, Остается теперь разделить это число на 75, чтобы получить мощность в лошадиных силах; 360:75=4,8 HP. Буквы HP представляют общепринятое обозначение лошадиных сил, заимствованное у англичан. Итак, инженер должен взять двигатель приблизительно в 5 HP; конечно, он мог бы обойтись и более слабым двигателем, однако увеличив время подъема.

Н. Н. Андреев. „Закон сохранения энергии*, 1922.

 

 

 

%pages%