Водяные двигатели, в форме подливных колес, имели очень малое распространение; они ставились в реках или каналах, подводивших воду, приспособлялись к незначительным падениям воды.

jQuery Mobile Framework

Широкое использование их стало возможным только в настоящее время, благодаря открытию электрической передачи силы, сообщившей перемещаемость водяным мощностям. В древности отсутствовали все условия, благоприятные их пользованию.

Водяные двигатели, в форме подливных колес, имели очень малое распространение; они ставились в реках или каналах, подводивших воду, приспособлялись к незначительным падениям воды. Устройство было несовершенно и применение к размолу зерна незначительно, в виду более дешевого и производительного труда животных и рабов. При подсчете источников энергии в древности мы оставим по этим причинам в стороне водяную силу.

Переходя к силе ветра, мы должны исключить ее применения на суше в форме ветряных двигателей. Ветряные мельницы были неизвестны ни древним азиатским народам, ни древним грекам и римлянам. Остатков старых мельниц не имеется на Востоке. Сила ветра находила себе применение в передвижении по большим водным поверхностям, в плавании по рекам и морям. Отметим прежде всего случайность этой силы и особенности древнего мореплавания. Оно происходило по-преимуще-ству вдоль берегов и при том днем; на ночь судно вытаскивалось обыкновенно на берег. Эти обстоятельства требовали употребления весел и человеческого труда. Кроме купеческих трирем, имевших три ряда весел, гиганты древности, суда Гиерона Сиракузского с водоизмещением в 2.700 тонн, имели по три мачты и по 20 ярусов весел. В виду исключительности применения силы ветра в далеко не обширной в то время отрасли народного хозяйства, мы также не введем ее в наш подсчет. Таким образом, фундаментом экономического прогресса древности является энергия рабов. Она и наиболее удовлетворяет тем условиям, которые должны выполняться источниками энергии.

Какую энергию может дать человек-машина?

Остановимся на человеке средней силы. Пища, им принимаемая в течение дня, развивает в теле от 3.000 до 4.000 больших калорий, что эквивалентно около полутора миллионам килограммометров. Свободный человек в 10-часовой рабочий день может произвести работу в 290.000 килограммометров, что соответствует 8 килограммометрам в секунду, или мощности в г/ю лошадиной силы. Полезное действие или экономический коэффициент машины-человека представится отношением произведенной работы к потребленной энергии; оно равно 19%. Сравнительно с современным состоянием техники это—высокой степени совершенный двигатель: полезное действие в 19% является почти пределом для лучших паровых двигателей *). Древность и современность в этом отношении стоят одинаково." Наукой установленная норма для мертвой

*) В двигателях внутреннего сгорания, нефтяных и бензиновых, коэффициент полез-ности значительно выше, чем в паровых, достигая почти 40% (двигатель Дизеля).

Сост.

 

 

 

%pages%