Рабство, как институт, постепенно чахло и, наконец, пало. Но что сделало возможным это падение, и не вернется ли когда-нибудь позорное учреждение на нашу Землю?

jQuery Mobile Framework

машины и свободного человека считается недостаточной для раба, и из него выколачивается повышение коэффициента полезного действия. Этим определяются и способы управления энергией в древности, ничего общего с наукой и современной техникой не имеющие. Энергия в древности не привлекала научного ума для изучения ее законов: она привлекала неистощимый арсенал насилий...

Рабство, как институт, постепенно чахло и, наконец, пало. Но что сделало возможным это падение, и не вернется ли когда-нибудь позорное учреждение на нашу Землю? Ответы на эти вопросы может дать только современное развитие физических наук и их намечающееся будущее.

Оценим меркой древнего мира, меркой раба, результаты пользования современными нам источниками энергии, наукой подчиненными воле человека. (По сказанному выше, одна лошадиная сила соответствует 10 рабам).

Я говорил о морских гигантах древности в 2.700 тонн водоизмещения с 3 мачтами и 20 ярусами весел. Наибольшее современное нам (1912 г.) морское судно „Император" в V* версты длиною имеет 65.000 тонн водоизмещения, машины в 70.000 лошадиных сил, принимает 4.100 пассажиров и обслуживается экипажем в 1.100 человек. Если бы пар мы хотели заменить рабами, 'численность последних должна простираться до 700.000 человек. Энергия рабов менее податлива, чем энергия пара в преобразованиях сил и скоростей, и для перевода медленной работы рук человеческих в работу быстро вращающихся мореходных винтов нужно было бы устроить по меньшей мере 70 заводов по 10.000 человек в каждом. Такой громадный механизм поглотит немалую долю энергии, и число рабов должно быть значительно увеличено. Чтобы держать в повиновении это население, нужен экипаж не в 1.000 человек Для заводов, тюрем, помещения населения со стражей и администрацией, магазинов для запасов пищи и т. д. нужен не корабль, а нечто такое, что по своей колоссальности не могло бы быть приведено в движение своим населением, если бы даже было построено. Мы можем вообще утверждать, что задачи современной техники не разрешимы без привлечения сил мертвой природы.

Как поступил бы современный инженер, если бы ему пришлось демонстрировать воскресшему мудрецу древности Маллетовский локомотив, развивающий до 3.000 лошадиных сил, а временно и до 4.000? Чтобы быть понятым, он скажет: вот машина, приводимая в движение 30.000 рабов, несущихся с головокружительной скоростью экспрессов.

Предложим далее вниманию мудреца проект электрической передачи мощности в 250.000 лош. сил от водопадов реки Замбези на расстояние 1.100 километров в мины Наталя и Трансвааля электрическим током в 150.000 вольт напряжения. На чертежах проекта инженер укажет металлическую пооволоку, по которой моментально на 1.000 верст- пе-

 

 

 

%pages%