1. Тихоходные и быстроходные ветродвигатели.
  2. Рис. 1. Простейшая ветроэлектростанция с двухлопастным ветроколесом
  3. В этой брошюре дается описание устройства двух вариантов простейшего деревометаллического ветродвигателя: тихоходного девятилопастного типа КД-2, доступного в изготовлении для всякого, кто знаком со столярными и кузнечными работами, и более сложного — двухлопастного быстроходного.
  4. Рис. 2. Трехгранная деревянная втулка ветроколеса:
  5. Рис. 4. Ветроколесо КД-2:
  6. Каждая лопасть (рис. 7) выпиливается из листа фанеры толщиной 10 мм. Длина лопасти — 670 мм, ее узкий конец имеет ширину 140 мм, а широкий—300 мм. За неимением фанеры можно применить шелевку (тонкую доску).
  7. Рис. 6. Ветроэлектростанция КД-2 в сборе. Слева показан вид станции спереди (со снятым ветроколесом). Слева, вверху — план станины с желобчатым шкивом. Справа — боковой вид с разрезом через желобчатый шкив:
  8. Рис. 7. Лопасти ветроколеса КД-2. Вид с тыльной стороны и разрез вдоль железной пластинки крепления
  9. Как лопасти, так и махи, а также все остальные деревянные части ветродвигателя после их сборки и первого опробования в работе, должны быть несколько раз окрашены масляной краской.
  10. Опорой для ветряка КД-2 служит обыкновенный телеграфный столб высотой 7 м,диаметром в верхнем отрубе 200 мм.
  11. Станина ветряка крепится к опорному столбу так, чтобы она вместе с ветроколесом и хвостом могла свободно пово­рачиваться вокруг вертикальной оси. Для этого к вершине
  12. Непременным условием безопасной и исправной работы агрегата КД-2 является наблюдение
  13. Приводной ремень должен быть достаточно туго натянутым. За отсутствием кожаного круглого ремня можно применить резиновый жгут, сделанный из куска автомобильной камеры. Камеру надо разрезать в виде узкой спиральной ленты, наблюдая за тем, чтобы на ленте не было значительных утолщений и узелков.
  14. Ток от динамомашины отводится по изолированным проводам, сплетенным в длинный шнур 22,укрепленный на изоляторе 21в нижней части станины (рис. 6). Этот шнур свободно спускается вниз.
  15. Поэтому при изготовлении такого ветроколеса требуется соблюдение трех условий: 1) по возможности снизить вес ветроколеса; 2) сделать ось колеса возможно более толстой; 3) возможно ближе расположить мах к втулке колеса, а самую втулку — к месту неподвижного крепления ее оси к доске 6 станины ветряка.
  16. Рис. 9,6. Втулка, насаженная на неподвижную ось ветроколеса:
  17. Посмотрим, как соблюдено третье условие — возможно более близкое расположение маха ветроколеса к втулке и месту крепления оси в головке ветряка.
  18. Рис.10. Крепление маха к втулке. В нижней части рисунка показано крепление в плане. В верхней части показан вид сбоку и разрез по линии А—Б через вторичные хомуты:
  19. Дело в том,-что полезно было бы увеличить жесткость маха с его лопастями настолько, чтобы под давлением сильного ветра они не отклонялись назад и не нажимали сбоку на борты обода велоколеса.
  20. После этого с помощью насадки 17 натягивают растяжки.
  21. Монтаж ветроколеса на основной доске 6станины ветряка начинают с разметки карандашом на этой доске расположения деталей крепления.
  22. Рис. 12. Скоба для крепления неподвижной оси ветроколеса
  23. Рис.14. Боковой вид двухлопастного ветродвигателя КД -2:
  24. Повторная проверка ветроколеса покажет, насколько удалось его отбалансировать.
  25. Коротко об электрической части ветродвигателя.
  26. Все перечисленные выше реле и регуляторы — это электрические приборы, служащие для автоматического включения и выключения частей схемы или отдельных электрических аппаратов и устройств.
  27. Вследствие непостоянства действия силы ветра напряжение на зажимах динамомашины будет колебаться из-за изменения числа оборотов ее якоря.
  28. Реле РЗ-69 (рис. 16) имеет, кроме рассмотренного нами автомата I обратного тока, еще автомат II, называемый реле заряда.
  29. Рис. 16. Схема реле РЗ-69:
  30. РРА-44
  31. РРА-27
  32. Шунтовая обмотка Ш включена параллельно щеткам динамомашины. Она всегда находится под полным напряжением генератора и намагничивает сердечник 3 соответственно этому напряжению.
  33. Динамомашина ГА-27 может одновременно питать до 20—21 автомобильных лампочек напряжением 4—6 в и потребляющих ток 1 а каждая.
  34. Схема электрической части ветроэлектростанции показана на рис. 19.
  35. Рис. 20. Барабанный переключатель, установленный в положении на зарядку анодной батареи
  36. Рис. 21. Барабанный переключатель, установленный в положении питания радиоприемника током от аккумуляторных батарей
  37. Рис. 22. Схема динамомашины типа ГБТ-4541:
  38. Рис. 23. Схема соединения контактов реле 4 с аккумуляторной батареей для проверки напряжения, при котором реле замкнется